Директор по исследованиям музея Гугун, заместитель директора Института древнего дворца Ван Цзюнь:
Строительство « четырех Запретных городов » создало благоприятные условия для применения центральной оси.
25 мая были приняты Положения об охране культурного наследия центральной оси Пекина. Запретный город находится в центре центральной оси, и в последние годы было предложено множество инновационных мер по сохранению, изучению и распространению культурного наследия.
Научный сотрудник музея Гугун, заместитель директора Института древнего дворца Ван Цзюнь отметил, что с 2011 года музей Гугун начал систематическое строительство проекта мониторинга мирового культурного наследия, а в прошлом году был создан отдел мониторинга всемирного наследия музея Гугун. Говоря об опыте, Ван Цзюнь считает, что прочная академическая основа служит мощной опорой для рассказа истории о Запретном городе, это также опыт, который можно « воспроизвести » в первую очередь в работе по охране памятников культуры.
Ван Цзюнь также отметил, что после более чем 90 лет строительства и поисков, в 2019 году музей Гугун официально представил систему строительства « четырех дворцов», включая « дворец безопасности», « академический дворец», « цифровой дворец » и « дворец жизненной силы», уточнив миссию и видение музея Гугун. В последние годы достижения в строительстве « четырех Запретных городов » стали очевидны для всех, что создало благоприятные условия для применения центральной оси.
Система центральных осей создана на основе меридиана Север-Юг.
Синьцзинбао: Центральная ось — это целостная концепция, которая взаимосвязана и последовательна. Какую особую роль в этом сыграл Запретный город?
Ван Цзюнь: На центральной оси Пекина Запретный город является центром, который является кульминацией строительства центральной оси. В древности, когда была основана столица и основана страна, как сказал Чжоу Ли, первое, что нужно было сделать, — это место основателя, потому что место основателя можно было приурочить к времени, это было связано с источником власти и рождением цивилизации.
В древнем китайском аграрном обществе измерение времени было связано с сельскохозяйственным производством и социальной безопасностью. Тот, кто говорит людям о времени, получает публичную власть, и это называется « правление династии Мин важнее, чем наблюдение за имиджем». Появление публичной власти и формирование государственной формации — признак зарождения цивилизации.
Определение времени должно основываться на пространственном определении, причем наиболее важной осью наблюдений для определения солнечного цикла является северный и южный меридианы. Древние установили на этой линии таблицу для измерения теней, самые длинные тени таблицы приходились на полдень и зимнее солнцестояние; Самая короткая тень — летнее солнцестояние. По нему можно определить годовой цикл Солнца. Таким образом, система центральных осей, основанная на меридиане Север-Юг, стала великой традицией древней столицы Китая.
В 2016 году ученым из музея Гугун было предложено взяться за подпроект « Сохранение исторических и культурных городов Пекина и изучение культурных ценностей», который был пересмотрен в генеральном плане Пекина. Обнаружение соединительной линии востока и запада пекинского Солнечного и Лунного алтарей (то есть линии Маою) и центральной оси (то есть меридиана) встречается на площади Тайхэдянь в Запретном городе, что имеет особое значение, поскольку Солнечный алтарь празднует весеннее и осеннее равноденствие, а Лунный алтарь-луну.
Синьцзинбао: Как расценивать ценность и значение древней китайской системы центральной оси?
Ван Цзюнь: Пространственно-временная схема Меридиана и Мао Ю связана с измерением и управлением солнечными годовыми циклами и является базой знаний для продвижения сельскохозяйственной культуры и цивилизации. Согласно археологическим данным, эта система относится к неолитической культуре возрастом 89 тысяч лет.
Китайское сельское хозяйство появилось 10 тысяч лет назад, что свидетельствует о том, что наши предки предварительно освоили время и пространство. Из этого следует, что, хотя Запретный город и представляет собой группу дворцов эпохи позднего древнего Китая, используемая в нем дворцовая система чрезвычайно древняя, что напрямую привело к зарождению сельскохозяйственной цивилизации. Сакральное значение Запретного города, расположенного по центральной оси, говорит само за себя.
Император Цяньлун посвятил три зала Запретного города надписям « Цзяньцзяньцзянь » (висит в храме Тайхэ), « Чжунцзюэ » (висит в храме Чжунхэ), « Хуанцзяньюй » (висит в храме Баохэ), неоднократно подчеркивая важность разграничения расположения площадей, что имеет особое значение. Я понимаю, что это важнейшая историко-культурная ценность вклада Запретного города в применение центральной оси, которая связана с единственным явлением этой культурной цивилизации на поверхности Земли. Если эта ось не считается мировым культурным наследием, то какое еще наследие заслуживает этой чести?
Департамент мониторинга всемирного наследия Запретного города был создан в прошлом году.
Синьцзинбао: Этот год является ключевым для применения центральной оси. Какую работу и подготовку к заявке провел Запретный город?
Ван Цзюнь: Музей Гугун, будучи всемирным культурным наследием, на протяжении длительного времени придерживается курса защиты памятников культуры прежде всего в соответствии с принципом защиты всемирного культурного наследия, ведет различные дела и во многих отношениях приобрел чрезвычайно ценный опыт.
Директор Ван Сюйдун отметил, что необходимо продвигать научные исследования Запретного города с высоты становления и развития китайской цивилизации, а также оказывать академическую поддержку развитию различных начинаний. Один за другим были опубликованы книги « Введение в древнюю мияографию » (автор Чжэн Синьмяо), « Древняя мияография — как учиться » (автор Чжан Хунвэй) и « Раннее исследование по построению дисциплин древней мияографии » (автор Ван Су), в результате чего в полной мере получило развитие построение академической системы древней мияографии, основанной на теории, историографии и ремеслах.
В то же время музей Гугун запустил программу открытых проектов, активизировал академические обмены как внутри, так и за пределами института, запустил программу талантов, привлек общественные силы и профинансировал формирование кадрового состава « академического дворца».
В последние годы музей Гугун активно оказывает академическую поддержку заявкам центральной оси. Ученые в соответствующих областях взялись за ключевые проекты директивных консультаций Пекинского фонда общественных наук–исследование исторических и культурных ценностей Чжэнцзилоу, Ваньнинцяо и центральной оси. По приглашению Пекинского управления по делам древностей были представлены « Соображения по заявке центральной оси на оценку всемирного наследия » (2020), « Соображения по заявке центральной оси на часть Запретного города всемирного наследия » (20201), « Соображения по развитию Чжэнцзилоу в период династии Юань » (2021).
Ученые в соответствующих областях также работают над важными академическими темами, связанными с центральной осью, в том числе над архитектурным распределением северной оконечности центральной оси времен династии Юань, представлениями о пространстве-времени древнего Китая и системой центральных осей Пекина времен Юань, Мин и Цин. Эти исследования подчеркивают выдающиеся общечеловеческие ценности центральной оси Пекина, что привлекло внимание их коллег из директивных органов и академических кругов.
Синьцзинбао: Опыт управления охраной наследия Запретного города богат. Какие конкретные меры были приняты в последние годы?
Ван Цзюнь: В целях стандартизации и научного управления всемирным наследием Запретного города музей Гугун в 2011 году начал систематическое строительство проекта мониторинга всемирного наследия.
Группа по наблюдению создала механизм наблюдения, в центре которого находятся недвижимые памятники культуры, с тем чтобы охватить такими элементами наследия и влияющими на них факторами, как археологические сооружения, наружная обстановка, древние деревья и деревья; Последовательно были построены системы мониторинга качества окружающей среды, термитов, грозозащиты, температуры и влажности в помещении, динамики аудитории, электричества, продажи билетов, наружной обстановки, отопления, памятников культуры и архитектуры; Развертывать работу по обследованию основной информации о памятниках культуры и архитектуре, сбору и сохранению основной информации об уличной мебели, развертывать ряд поисковых работ, таких как мониторинг и профилактика типичных заболеваний. В прошлом году музей Гугун также создал отдел мониторинга всемирного наследия музея Гугун.
Кроме того, планомерно ведется изучение, сохранение и передача « восьми главных шедевров » традиционного ремесла « черепица, дерево, камень, галстук, земля, лак, цветная живопись, паста».
Корреспондент газеты Синьцзинбао Ма Юйцянь