Китай имеет долгую историю и глубокую цивилизацию. Городское пространство, являясь важным носителем цивилизации, содержит отличительные экономические, социальные, природные, исторические и гуманитарные особенности, которые играют ключевую роль в наследовании культурных вен.
Во всем мире постепенно сформировался консенсус в отношении уделения внимания развитию городской культуры. Китай придает большое значение сохранению исторического и культурного наследия. С 1982 года последовательно публикуются 140 национальных историко – культурных городов и 799 деревень, известных китайской историей и культурой. Прошлые и построенные исторические и культурные памятники были эффективно спасены и защищены в ходе быстрого процесса урбанизации.
Городское пространство преследует разумную планировку и функции, красивую и богатую окружающую среду и стиль, и в истории сформировалось много классических случаев, которые стали культурным наследием города. Вместе с тем в процессе строительства нового города или обновления старого города возник ряд вызывающих тревогу проблем. С одной стороны, имеет место прямое применение традиционных культурных символов и форм, что приводит к возникновению нерентабельных ландшафтов «псевдонеба» или имеющих неизбирательное действие памятников старины; С другой стороны, в некоторых зданиях слишком большой упор делается на современные потребности и передовые технологии, что приводит к таким проблемам, как гомогенизация стиля и тысячелетняя сторона города. Сделать культурное наследие городов динамичным и новаторским является ключевым вопросом для изучения в рамках теории космических генов.
культурное наследие не означает копирование символов или морфологическую имитацию. Согласно теории космических генов, если некоторые уникальные, относительно стабильные модели пространственного сочетания в городском пространстве определяются как пространственные гены, то они несут уникальную информацию о различных географических районах, формируя отличительную культурную эмблему города. Городская цивилизация имеет свои гены, культура не является простой формой и характеристикой, а тем более символом или признаком места. Перед лицом будущего городского строительства простое и грубое отождествление городского культурного наследия, такого, как архитектура, с культурным наследием в качестве культурных реликвий или простое копирование традиционных культурных символов и стилей не является действительно хорошим культурным наследием.
Я посетил большой двор на севере. Весь дом очень красив, но я разработал стену Мату, характерную для здания Хуэйчжоу, чтобы дать ощущение неприглядности. Город является органическим живым существом и зависит не только от его формы, но и от того, интегрируется ли целостный стиль с местной социально – экономической сферой, природной средой, историческими гуманитами и действительно ли он наследует очарование традиционной культуры.
Культурное наследие должно постоянно обновляться по мере развития общества. На протяжении всех этих лет я принимал участие во многих проектах городского планирования и все больше убеждался в том, что наследование отличной традиционной культуры и современного научно – технического прогресса не противоречит друг другу. Городское пространство – это развивающаяся наука. Организация и форма пространства могут эволюционировать, и ключ состоит в том, чтобы ядро и модель оставались неизменными. Например, в китайской мысли «гармония между человеком и природой» города адаптируются к природному ландшафту, географическому климату, характеристикам разных пейзажей сохраняются до сих пор, становятся архитектурными формами домов четырех дворов Пекина, Сучжоу Xiaoqiao проточной воды, живут в повседневной жизни современных людей.
С другой стороны, многие проекты в настоящее время приводят к появлению ” тысячелетней стороны”, которая не уважает пространственный ген города, теряет свои особенности и традиции и, наконец, выходит из одной формы.
Город имеет тысячелетнюю историю, является ностальгией, местом, где представлено наследие. Городские дизайнеры также являются хранителями культуры. Мы создаем пространство, пространство меняет нас. Только изучая отличительные культурные особенности и духовные признаки городского пространства, можно реально передать историческое и культурное наследие, чтобы у одного города были как вещи, так и вены.
( автор: дуань цзинь, академик китайской академии наук, профессор юго – восточного университета )